Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Интерактивная лекция, посвященная 251-летию со дня основания Государственного Эрмитажа. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию живописи. Днем рождения Эрмитажа считается 7 декабря, день святой Екатерины.
Вас ожидает интереснейший рассказ об Эрмитаже.
Вы узнаете об удивительных 9 фактах из жизни музея.
Вы узнаете кто такой Иосиф Орбели и подробности об открытии зала восточной культуры.
Вы увидите документально-исторический фильм режиссера Ники Стрижак «Эрмитаж. Сокровища нации».
Иосиф Орбели востоковед, в 1934—1951 годах директор Эрмитажа, заслуженный деятель культуры; сумел сохранить сокровища Эрмитажа в самые трудные годы Великой Отечественной войны.
Основное здание Зимний дворец бывшая резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф. Б. Растрелли.
Слово «эрмитаж» значит «место уединения», «келья отшельника». Некогда императрица Екатерина II устроила для себя во дворце уютный уголок «для душевного спокойствия и приятных удовольствий». «Уголок»этот занимал целый ряд обширных залов. Екатерина украсила его редкими картинами и дорогими предметами искусства. Целыми коллекциями закупала она картины за границей; их перевозили морем в Петербург.
Эрмитаж один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах.
Особое место занимают парадные интерьеры дворца.
Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей свыше трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского.
В музее открыты экспозиции:
Главный музейный комплекс (Дворцовая пл., 2),
Зимний дворец Петра I (Дворцовая наб., 32),
Дворец Меншикова (Университетская наб., 15),
Музей Императорского фарфорового завода (Пр. Обуховской обороны, 151),
Реставрационно-хранительский центр "Старая деревня" (Заусадебная улица, 37 "А")
9 фактов из жизни Эрмитажа
Факт 1
Коллекцию Эрмитажа начинали создавать цари и царицы.
В 1764 году императрица Екатерина II приобрела более 200 картин у немецкого коммерсанта И.-Э.Гоцковского, что и положило начало музею. Она активно и с помощью хороших советчиков (Дидро, Фальконе) собирала галерею и в конце концов собрала "образцовые произведения искусства". Фламандская школа, Рембрандт, "малые" голландцы и итальянские художники появились при ней. В первоклассности собрания уже никто не сомневался после приобретения коллекций Кроза (1772) и Уолпола (1779). Последнее стало настоящей сенсацией и вызвало сожаление английской аристократии. Собиранию картин императрица придавала политический смысл ей нужно было создать образ могущественной державы, способной соперничать блеском своей культуры с другими государствами Европы. При Александре I Эрмитаж продолжал пополняться уникальными картинами и скульптурами из Европы, при нем также впервые в собрании стали появляться полотна отечественных художников. Николаем I была куплена коллекция галереи Барбариго с полотнами Тициана. Он также по совету жены и Жуковского приобрел картины известного немецкого художника Каспара Давида Фридриха, благодаря чему в России оказалось одно из лучших собраний его работ. Но при Николае I начались и первые распродажи картин из коллекции.
Факт 2
Эрмитаж открылся для публичного посещения только в 1852 году.
При Екатерине II, Павле I и Александре I Эрмитаж был подобием дворцового музея, куда мало кто был вхож. А.С.Пушкину пришлось добиваться возможности поработать с коллекцией Эрмитажа через В.А. Жуковского, как учителя будущей жены Николая I. Впервые он был открыт для посещения публики при Николае I в 1852 году. В XIX веке известный критик Владимир Стасов назвал Эрмитаж неудачей, или, как сейчас бы сказали, "неудачным проектом".
Факт 3
Стасов считал Эрмитаж культурной неудачей.
В XIX веке известный критик Владимир Стасов назвал Эрмитаж неудачей, или, как сейчас бы сказали, "неудачным проектом".
Факт 4
В 1929-1934 годах картины из Эрмитажа варварски распродавались на международных аукционах, это нанесло непоправимый урон собранию.
На Запад отправили 2880 полотен из собрания Эрмитажа, 1600 из них вернули. В ходе распродаж Россию навсегда покинули 48 знаменитых шедевров, включая картины Тициана, Рембрандта, Рафаэля. Картины, купленные Эндрю Меллоном, составили позднее ядро коллекции Национальной галереи в Вашингтоне.
Факт 5
19 октября 1941 года в блокадном Ленинграде в Эрмитаже был отпразднован 800-летний юбилей Низами.
Вызванный с фронта поэт Николай Тихонов написал, что "в Ленинграде жив могучий дух торжествующего творчества". Участники торжества сидели в пальто. После юбилея съели привезенный с фронта подарок банку шпрот, каждому досталось по рыбке. А 10 декабря 1941 года, когда в блокадном Ленинграде перестали ходить трамваи, Эрмитаж провел торжественное заседание, посвященное 500-летию Навои.
Факт 6
В годы блокады по Эрмитажу водили экскурсии по пустым залам.
Из Эрмитажа в начале Великой Отечественной войны увезли многие картины, но рамы от них остались. И этикетки тоже. Это было сделано сознательно, чтобы при возвращении было удобно быстрее повесить их обратно на свое место. И для редких посетителей музея а это были либо курсанты, либо вновь прибывшие "жильцы" блокадного общежития два человека водили экскурсии по Эрмитажу. Они ходили по пустым залам, и экскурсоводы рассказывали, что было изображено на висевших здесь, а теперь уехавших в эвакуацию картинах.
Этими экскурсоводами по пустому Эрмитажу были старший научный сотрудник Петр Губчевский и декан факультета истории искусств Академии художеств Лев Пумпянский. В 1943 году Лев Пумпянский умер от голода.
Факт 7
15 июня 1985 года в Эрмитаже произошло "покушение" на знаменитую картину Рембрандта "Даная".
48-летний житель Каунаса Бронюс Майгис выплеснул на картину серную кислоту из литровой банки и с криком "Свободу Литве!" дважды ударил полотно ножом. Стоявший неподалеку милиционер кинулся к вандалу и остановил его. Часть кислоты попала на милиционера. Человек пожертвовал карьерой и здоровьем, чтобы защитить картину. А шедевр сразу стали спасать, промывая полотно водой. Химическая реакция была остановлена, но около 30 процентов авторского письма было утрачено навсегда. Над восстановлением "Данаи" 12 лет трудилась бригада реставраторов. Картина вернулась в экспозицию Эрмитажа в 1997 году. Бронюса Майгиса освободили от уголовной ответственности как душевнобольного и отправили на принудительное лечение.
Факт 8
Эрмитаж стал центром современного искусства.
В 2014 году в Эрмитаже прошла "Манифеста 10" знаменитая европейская арт-биеннале современного искусства. Но Эрмитаж занимался современным искусством со времен Екатерины II. Когда в конце 50-х годов на третьем этаже Эрмитажа открылась выставка Пикассо, это было ультрасовременное искусство, это теперь оно воспринимается почти классикой. Из-за самой скандальной выставки современного искусства "выставки такелажников" был уволен тогдашний директор Эрмитажа Виталий Артамонов. Музей находился и находится на острие борьбы за понимание современного искусства как достойного быть в стенах такого музея, как Эрмитаж.
Факт 9
Своеобразной эмблемой Эрмитажа стали живущие в его подвалах кошки.
В эрмитажных подвалах живут кошки, их примерно 50, это оптимальное количество. Два с половиной века они несут в музее свою службу ловят мышей и крыс. 28 марта в Эрмитаже устраивается в их честь ежегодный праздник День эрмитажного кота. Кошки приходят в Эрмитаж сами или их подкидывают. Они содержатся исключительно за счет пожертвований посетителей и сотрудников музея. После того, как немецкая телекомпания сняла фильм о котах Эрмитажа, помощь им стала приходить и из-за границы. Бренд Эрмитажа черно-белые и серые полосатые коты. Когда количество котов превышает оптимальное, их раздают в "хорошие руки".